О средневековой музыке и музыкальных инструментах

 

Какими  же музыкальными инструментами звучало средневековье?

Из  средневековых иллюстраций мы узнаем о нескольких десятках бытовавших в Европе музыкальных инструментов – струнных, духовых и ударных. Многие из них канули в Лету, другие трансформировались за несколько веков в привычные  нам семейства: струнных смычковых, деревянных и медных духовых.  

 

Крупнейший французский  композитор 14 века Гийом де Машо, например, упоминает в своих сочинениях некоторые бытовавшие в его время инструменты: духовые – орган, волынка, несколько видов труб, корнет, разнообразные типы флейт,  дудка; струнные – цитоль, виела, ребек, гитерна, лютня, арфа, монохорд…

Популярностью пользовались также органиструм и симфония – разновидности колёсной лиры; псалтериум, лира, цимбалы (hackbrett, dulcimer), шалмей. Следует упомянуть и разнообразные ударные инструменты, без которых вряд ли обходились музыканты той поры: барабан, бубен, тарелки, колокольчики, литавры. Из церквей доносился звон колоколов.

Многие инструменты сформировались из своих античных предшественников, таких как – арфа, лира, орган, авлос и др. Влияние культуры арабского мира и Византии, несомненно, также оставило определённый отпечаток в музыкальной культуре южноевропейских стран. Торговые связи, а также войны и крестовые походы способствовали проникновению многих восточных музыкальных инструментов (например, разнообразных щипковых, в том числе лютни, многих духовых) и исполнительских традиций.

Каждый образованный человек 12-13 веков должен был владеть игрой на одном или нескольких музыкальных инструментах – фиделе или ребеке, псалтериуме, флейте, арфе. Три века спустя  признаком хорошего тона будет умение играть на виоле, лютне, или клавесине.

 

Музыкальные инструменты тех времён подразделялись на «сильные» и «слабые». Существовали и традиции ансамблевой игры – тихие с тихими (цитоль и фидель, блок-флейта и лютня), громкие с громкими (трубы и шалмеи, волынки, барабаны…)

Пожалуй, одним из самых популярных инструментов средневековья был фидель, или виела (нем. fidel; лат. viela) – один из далёких предков современной скрипки.

«Среди всех рассмотренных нами струнных инструментов наиболее ценна виела. И хотя некоторые другие инструменты в большей мере способны отражать движения человеческой души, всё же именно на виеле различие всех музыкальных форм ощущается наиболее тонко. Хороший мастер исполнит на виеле любое песнопение и любую песню, введёт в неё вообще любую музыкальную форму» – писал около 1300 г. в своём трактате о музыке французский теоретик Иоанн де Грокейо.

К сожалению, инструменты тех времён не сохранились, а если даже и сохранились бы, то уже в непригодном для игры виде. Поэтому, судить о том, как звучала и исполнялась на этих инструментах средневековая музыка, мы можем лишь на основании описаний и живописных миниатюр её современников. Вряд ли старинные музыкальные инструменты могли уступать современным инструментам в красоте звучания. Наоборот, свидетели отмечают исключительную сладкозвучность музыки и виртуозное владение инструментами.

Вот лишь два свидетельства современников:

Монах-францисканец Салимбене Пармский (13 век), путешествуя по Италии, отмечает в своей «Хронике»: «… В Пизе я встретил девочек и мальчиков с виелами,  цитрами и другими музыкальными инструментами, на которых они играли сладкозвучнейшим образом, так что сердце восхищалось безмерно».

Итальянский гуманист Дж. Герардо да Прато (14-15 век) пишет о знаменитом слепом органисте Франческо Ландини: «Слепой маэстро Франческо Ландини пел свои любовные песни, сопровождая их игрой на портативе столь сладостно, что небыло никого среди слушателей, кому бы не казалось: под действием этих возвышенных созвучий сердце готово вырваться из груди от переполняющей его радости».

 

Музыка в ту эпоху восхищала и очаровывала слушателей не меньше, чем в наше время.

 

 

 

 

1.Nan_Jing_Gong.mp3

Эта древняя китайская церемониальная музыка, по-видимому, сопровождала императора при торжественном входе во дворец. В аранжировке использованы тембры блокфлейты, фиделя, мандолины и калимбы.

* * *

2.Ja_nuns_hons_pris.mp3
(«Я всё ещё в плену»), кансона

Английский король Ричард Львиное Сердце (1157-1199) более известен, как отважный рыцарь, один из предводителей третьего крестового похода, нежели как поэт и музыкант. Известны лишь два его сочинения, одно из которых – кансона (песня) «Я всё ещё в  плену» сохранилось с мелодией. Песня сочинена, по-видимому, в 1193, или начале 1194 г., когда Ричард находился вторую зиму в плену: сперва у герцога Леопольда Австрийского, а затем у императора Священной Римской империи – Генриха VI, требовавшего огромного выкупа за его освобождение – двухлетнего дохода королевской казны Англии. В марте 1194 года Ричард вернулся в Англию.

Поэтическое творчество короля Ричарда принадлежит к наследию труверов и трубадуров – светских поэтов и музыкантов средневековой Франции. И это не удивительно – ведь король владел значительными областями Франции, например – Нормандией, Пуату, Анжу и большую часть жизни провёл именно на континенте, в бесконечных войнах.

До нашего времени дошло около 1700 одноголосных мелодий труверов и трубадуров. Если мелодии самых ранних произведений принято представлять только по ритмике стиха (в ту пору было распространено  шесть трёхдольных ритмических модусов, или способов), то более поздние произведения в той или иной степени поддаются расшифровке. Диапазон мелодии обычно не превышал октаву.

* * *

3.Domino.mp3
(«Господи») Франция, около 1200 г., клаузула.

Термин – клаузула (в переводе с латинского: заключение, окончание) имеет два значения: многоголосное окончание к одноголосным церковным песнопениям и самостоятельная музыкальная композиция с остинатным повторением в теноре темы хорала, предтеча мотета.

Данное произведение принадлежит школе Нотр-Дам и датируется около 1200 годом.

К школе Нотр-Дам причисляют музыкантов конца XII – начала XIII века, работавших в Соборе Парижской Богоматери. Имена самых выдающихся из них: Магистр Леонин (предположительно, автор-составитель знаменитой «Великой (большой) книги органума» – собрания двухголосных полифонических композиций: органумов, клаузул, кондуктов) и Перотин Великий (автор удивительно новаторских для своего времени трёх и четырёхголосных органумов).

* * *

4.Como_poden.mp3
(«Как могут люди по грехам своим»), кантига № 166

Альфонсо X (1221–1284) Учёный, или, распространённее, Мудрый – король Кастилии и Леона, историк, астроном и музыкант, составитель знаменитого сборника монодических кантиг (песен-гимнов) – Сantigas de Santa María. Кантиги (всего их 429, включая два пролога) повествуют о разных чудесах Девы Марии. Например, в кантиге 166, приведённой в настоящем сборнике, повествуется об исцелении парализованного по молитвам к Богоматери («Как могут по грехам своим люди быть поражены параличом, так могут они быть исцелены Девой…»).

* * *

5.Adan_damour_vous_demant.mp3
(«Адам, прошу вас во имя любви»), жё-парти.

Авторы – Адам де ла Аль (1237/38 – 1286/87, или после 1306) и Жан Бретель (ум. в 1272).

Адам де ла Аль, один из последних труверов, уроженец Арраса, французский поэт, композитор, драматург. Его самое значительное произведение – «Игра о Робене и Марион» считается одним из первых спектаклей с музыкой. А. де ла Аль – автор первых известных  трёхголосных  песен (до него многоголосие использовалось лишь в церковной музыке).

Жё-парти (песня-диспут) – род музыкально-поэтического диалога между двумя труверами, или трубадурами.

* * *

6.Ductia.mp3
(Дукция) Англия, вторая половина 13 века, средневековый танец.

Это одна из трёх безымянных пьес манускрипта Harley 978 (вторая половина 13 века, хранится в Лондонской национальной библиотеке). Исследователи по-разному называют этот двухголосный танец. Наиболее часто встречаются названия – дукция, эстампи.

* * *

7.Machaut_-_Quant_je_sui_mis.mp3  («Когда возвращаюсь я»), виреле №13

Гийом де Машо (1300-1377) – прославленный поэт и композитор своего времени, крупнейший представитель нового искусства (Ars nova) во Франции. Его творчество многогранно и охватывает практически все значимые музыкальные жанры 14 века – от одноголосных любовных песен до полифонической мессы (знаменитая Месса Нотр-Дам). В некоторых его произведениях весьма ощутимо чувство тональности.

Виреле – средневековая французская лирическая песня с припевом, одна из самых распространённых музыкально-поэтических форм 13-14 веков.

* * *

8.Machaut_-_Douce_dame_jolie.mp3  («Дорогая госпожа»), виреле №4

Ещё одно одноголосное виреле Г. де Машо – одно из самых известных его сочинений. Неторопливая, синкопированная мелодия песни очень изыскана и проста для восприятия.

* * *

9.Machaut_-_Je_sui_aussi.mp3 («Я такой же»), баллада №20

Эта полифоническая баллада Г. де Машо – наиболее трудная пьеса из данного сборника. Три мелодические линии, сплетающиеся в причудливые созвучия, рисуют меланхолическую картину, очень характерную по своему колориту и витиеватости для эпохи «пламенеющей готики», когда для искусства было типично изощрённое многословие, избыток элементов, деталей, украшений и устремлённость к несбыточному. В творчестве композиторов Ars Nova, первым из которых во Франции был Машо, а в Италии – Ландини, все эти компоненты отразились в полной мере.

* * *

10. Lamento di Tristano 

(«Жалоба Тристана», между 1340-1400 гг.), эстампи.

Одна из немногих одноголосных инструментальных пьес Лондонского манускрипта, включающего в себя  около 120 произведений (преимущественно в бытовавших тогда вокальных жанрах) итальянских композиторов 14 века.

Обычная форма эстампи – несколько разделов, исполняемых дважды с разным окончанием: первое неустойчивое, второе – устойчивое, присуще и «Жалобе Тристана».

Неизвестный автор, вдохновлённый средневековым рыцарским романом о Тристане и Изольде, оставил нам один из самых ранних образцов lamento в истории музыки, дошедших до нас в нотах. Спустя два века lamento станет популярным в вокальной музыке ренессанса, и, в особенности, барокко (наиболее известное ламенто – «Жалоба Ариадны» их одноимённой оперы Монтеверди 1608 г.).

* * *

11.La_Rotta.mp3

Двудольная пьеса La Rotta представляет собой контрастную подвижную вариацию на меланхоличное трёхдольное «Lamento di Tristano», сохраняя репризную форму последнего. В Лондонском манускрипте она следует сразу же за ламенто.

Словом ротта в музыке средних веков иногда обозначались различные струнные инструменты, сперва – щипковые (например, псалтерий, лира), позже – смычковые (ребек, фидель). Однако, возможно, что название La rotta в данном случае просто указывает на внезапное изменение метра и темпа, как бы  в завершение lamento (la rotta с итал. – разлом).

* * *

12.Stella_Splendens.mp3 («Сияющая звезда») Испания, около 1399 г.

Песня-танец из «Красной книги монастыря Монтсеррат» (Llibre Vermell de Montserrat). Рукопись содержит помимо богослужебных текстов и трактатов 10 песен на латинском и каталонском языках. Все композиции анонимны.

Данное произведение состоит из трёх небольших разделов (условно говоря, припев – куплет – припев). Все разделы симметричны и состоят из двух предложений. Каждое второе предложение заканчивается на тонике, поэтому «Сияющая звезда» может быть отнесена по форме к виреле.

* * *

13._Wach Auf Mein Hort.mp3 («Проснись,  сокровище моё»), песня.

Освальд фон Волькенштейн (около 1377-1445) – последний из миннезингеров, германских рыцарей-поэтов. Из его богатого песенного наследия была выбрана для настоящего сборника одна, написанная для тенора песня – «Проснись, сокровище моё, уже рассвет». («Лохаймский песенник», около  1451-60 гг.)

* * *

14._Pastyme_with_good_company. mp3  

(«Досуг в хорошем обществе»), песня.

Автор этой известной трёхголосной песни – английский король Генрих VIII Тюдор (1491-1547). Как и каждый благородный человек времён ренессанса, Генрих VIII владел многими навыками, которые включали: фехтование, охота, танцы, стихосложение, пение, игра и написание музыки. Генрих считался современниками недурным композитором и поэтом. Он владел игрой на лютне, органе, спинете, и мог часами слушать талантливых исполнителей. Он расширил придворную музыкальную капеллу до 58 инструменталистов. Сохранилось 36 его музыкальных произведений – преимущественно трёх и четырёхголосных песен.

Песня «Pastyme with good company» упоминалась в ряде современных документов и публикаций, что свидетельствует о её популярности, и была предметом большого числа вариантов и инструментальных переделок различных музыкантов в последующие годы.

* * *

15.Mille_regrets.mp3 («Тысяча сожалений»), павана.

Нидерландский композитор и музыкальный издатель Тильман Сузато (около 1510-1570) известен в большей мере своими публикациями светских и духовных произведений франко-фламандских композиторов 15-16 веков. Также он автор нескольких сборников танцевальной музыки, в которые включал свои инструментальные пьесы и обработки песен других композиторов. Одна из таких обработок – павана на знаменитую песню (шансон) Жоскена Депре – «Тысяча сожалений» представлена в настоящем сборнике. Многие композиторы, писатели и теоретики Возрождения считали творчество Жоскена Депре (ок.1450-1521) вершиной музыкального искусства. "...Никто, кроме Жоскена, не выражал в песнях с большей силой настроений души... никто не мог соперничать с ним в изяществе и прелести", – писал крупнейший музыкальный теоретик 16 века Глареан.

Считается, что павана появилась в начале 16 века и быстро стала одним из самых популярных придворных танцев. Наиболее типичные черты паваны: медленный темп; двудольный метр; торжественно-величавый характер. Музыкальное сопровождение часто исполняется при поддержке барабана, подчёркивающего ритм танца (типичный ритмический рисунок каждого такта – половинка и две четвертные). Красивая и выразительная музыка паваны проникнута возвышенной печалью.

* * *

16.Une_jeune_fillette.mp3 («Юная дева»), шансон.

Мелодия популярной французской песни о бедной девочке-монашке была широко известна во многих европейских странах на протяжении XVI-XVII вв. По-видимому, первоисточником для французской песни послужила итальянская баллада La Monica, известная с 1465 года. Представленная  инструментовка базируется на песне, взятой из сборника «…самых красивых и превосходных шансон в форме водевиль» (voix de ville) 1576 года французского нотоиздателя Жана Шардавуана (ок. 1538-1580).



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz