О средневековой музыке и музыкальных инструментах
Какими же музыкальными инструментами звучало средневековье? Из средневековых иллюстраций мы узнаем о нескольких десятках бытовавших в Европе музыкальных инструментов – струнных, духовых и ударных. Многие из них канули в Лету, другие трансформировались за несколько веков в привычные нам семейства: струнных смычковых, деревянных и медных духовых.
Крупнейший французский композитор 14 века Гийом де Машо, например, упоминает в своих сочинениях некоторые бытовавшие в его время инструменты: духовые – орган, волынка, несколько видов труб, корнет, разнообразные типы флейт, дудка; струнные – цитоль, виела, ребек, гитерна, лютня, арфа, монохорд… Популярностью пользовались также органиструм и симфония – разновидности колёсной лиры; псалтериум, лира, цимбалы (hackbrett, dulcimer), шалмей. Следует упомянуть и разнообразные ударные инструменты, без которых вряд ли обходились музыканты той поры: барабан, бубен, тарелки, колокольчики, литавры. Из церквей доносился звон колоколов. Многие инструменты сформировались из своих античных предшественников, таких как – арфа, лира, орган, авлос и др. Влияние культуры арабского мира и Византии, несомненно, также оставило определённый отпечаток в музыкальной культуре южноевропейских стран. Торговые связи, а также войны и крестовые походы способствовали проникновению многих восточных музыкальных инструментов (например, разнообразных щипковых, в том числе лютни, многих духовых) и исполнительских традиций. Каждый образованный человек 12-13 веков должен был владеть игрой на одном или нескольких музыкальных инструментах – фиделе или ребеке, псалтериуме, флейте, арфе. Три века спустя признаком хорошего тона будет умение играть на виоле, лютне, или клавесине.
Музыкальные инструменты тех времён подразделялись на «сильные» и «слабые». Существовали и традиции ансамблевой игры – тихие с тихими (цитоль и фидель, блок-флейта и лютня), громкие с громкими (трубы и шалмеи, волынки, барабаны…) Пожалуй, одним из самых популярных инструментов средневековья был фидель, или виела (нем. fidel; лат. viela) – один из далёких предков современной скрипки. «Среди всех рассмотренных нами струнных инструментов наиболее ценна виела. И хотя некоторые другие инструменты в большей мере способны отражать движения человеческой души, всё же именно на виеле различие всех музыкальных форм ощущается наиболее тонко. Хороший мастер исполнит на виеле любое песнопение и любую песню, введёт в неё вообще любую музыкальную форму» – писал около 1300 г. в своём трактате о музыке французский теоретик Иоанн де Грокейо. К сожалению, инструменты тех времён не сохранились, а если даже и сохранились бы, то уже в непригодном для игры виде. Поэтому, судить о том, как звучала и исполнялась на этих инструментах средневековая музыка, мы можем лишь на основании описаний и живописных миниатюр её современников. Вряд ли старинные музыкальные инструменты могли уступать современным инструментам в красоте звучания. Наоборот, свидетели отмечают исключительную сладкозвучность музыки и виртуозное владение инструментами. Вот лишь два свидетельства современников: Монах-францисканец Салимбене Пармский (13 век), путешествуя по Италии, отмечает в своей «Хронике»: «… В Пизе я встретил девочек и мальчиков с виелами, цитрами и другими музыкальными инструментами, на которых они играли сладкозвучнейшим образом, так что сердце восхищалось безмерно». Итальянский гуманист Дж. Герардо да Прато (14-15 век) пишет о знаменитом слепом органисте Франческо Ландини: «Слепой маэстро Франческо Ландини пел свои любовные песни, сопровождая их игрой на портативе столь сладостно, что небыло никого среди слушателей, кому бы не казалось: под действием этих возвышенных созвучий сердце готово вырваться из груди от переполняющей его радости».
Музыка в ту эпоху восхищала и очаровывала слушателей не меньше, чем в наше время.
|
1.Nan_Jing_Gong.mp3 * * * 2.Ja_nuns_hons_pris.mp3 Английский король Ричард Львиное Сердце (1157-1199) более известен, как отважный рыцарь, один из предводителей третьего крестового похода, нежели как поэт и музыкант. Известны лишь два его сочинения, одно из которых – кансона (песня) «Я всё ещё в плену» сохранилось с мелодией. Песня сочинена, по-видимому, в 1193, или начале 1194 г., когда Ричард находился вторую зиму в плену: сперва у герцога Леопольда Австрийского, а затем у императора Священной Римской империи – Генриха VI, требовавшего огромного выкупа за его освобождение – двухлетнего дохода королевской казны Англии. В марте 1194 года Ричард вернулся в Англию. Поэтическое творчество короля Ричарда принадлежит к наследию труверов и трубадуров – светских поэтов и музыкантов средневековой Франции. И это не удивительно – ведь король владел значительными областями Франции, например – Нормандией, Пуату, Анжу и большую часть жизни провёл именно на континенте, в бесконечных войнах. До нашего времени дошло около 1700 одноголосных мелодий труверов и трубадуров. Если мелодии самых ранних произведений принято представлять только по ритмике стиха (в ту пору было распространено шесть трёхдольных ритмических модусов, или способов), то более поздние произведения в той или иной степени поддаются расшифровке. Диапазон мелодии обычно не превышал октаву. * * * 3.Domino.mp3 Термин – клаузула (в переводе с латинского: заключение, окончание) имеет два значения: многоголосное окончание к одноголосным церковным песнопениям и самостоятельная музыкальная композиция с остинатным повторением в теноре темы хорала, предтеча мотета. Данное произведение принадлежит школе Нотр-Дам и датируется около 1200 годом. К школе Нотр-Дам причисляют музыкантов конца XII – начала XIII века, работавших в Соборе Парижской Богоматери. Имена самых выдающихся из них: Магистр Леонин (предположительно, автор-составитель знаменитой «Великой (большой) книги органума» – собрания двухголосных полифонических композиций: органумов, клаузул, кондуктов) и Перотин Великий (автор удивительно новаторских для своего времени трёх и четырёхголосных органумов). * * * 4.Como_poden.mp3 Альфонсо X (1221–1284) Учёный, или, распространённее, Мудрый – король Кастилии и Леона, историк, астроном и музыкант, составитель знаменитого сборника монодических кантиг (песен-гимнов) – Сantigas de Santa María. Кантиги (всего их 429, включая два пролога) повествуют о разных чудесах Девы Марии. Например, в кантиге 166, приведённой в настоящем сборнике, повествуется об исцелении парализованного по молитвам к Богоматери («Как могут по грехам своим люди быть поражены параличом, так могут они быть исцелены Девой…»). * * * 5.Adan_damour_vous_demant.mp3 Авторы – Адам де ла Аль (1237/38 – 1286/87, или после 1306) и Жан Бретель (ум. в 1272). Адам де ла Аль, один из последних труверов, уроженец Арраса, французский поэт, композитор, драматург. Его самое значительное произведение – «Игра о Робене и Марион» считается одним из первых спектаклей с музыкой. А. де ла Аль – автор первых известных трёхголосных песен (до него многоголосие использовалось лишь в церковной музыке). Жё-парти (песня-диспут) – род музыкально-поэтического диалога между двумя труверами, или трубадурами. * * * 6.Ductia.mp3 Это одна из трёх безымянных пьес манускрипта Harley 978 (вторая половина 13 века, хранится в Лондонской национальной библиотеке). Исследователи по-разному называют этот двухголосный танец. Наиболее часто встречаются названия – дукция, эстампи. * * * 7.Machaut_-_Quant_je_sui_mis.mp3 («Когда возвращаюсь я»), виреле №13 Гийом де Машо (1300-1377) – прославленный поэт и композитор своего времени, крупнейший представитель нового искусства (Ars nova) во Франции. Его творчество многогранно и охватывает практически все значимые музыкальные жанры 14 века – от одноголосных любовных песен до полифонической мессы (знаменитая Месса Нотр-Дам). В некоторых его произведениях весьма ощутимо чувство тональности. Виреле – средневековая французская лирическая песня с припевом, одна из самых распространённых музыкально-поэтических форм 13-14 веков. * * * 8.Machaut_-_Douce_dame_jolie.mp3 («Дорогая госпожа»), виреле №4 Ещё одно одноголосное виреле Г. де Машо – одно из самых известных его сочинений. Неторопливая, синкопированная мелодия песни очень изыскана и проста для восприятия. * * * 9.Machaut_-_Je_sui_aussi.mp3 («Я такой же»), баллада №20 Эта полифоническая баллада Г. де Машо – наиболее трудная пьеса из данного сборника. Три мелодические линии, сплетающиеся в причудливые созвучия, рисуют меланхолическую картину, очень характерную по своему колориту и витиеватости для эпохи «пламенеющей готики», когда для искусства было типично изощрённое многословие, избыток элементов, деталей, украшений и устремлённость к несбыточному. В творчестве композиторов Ars Nova, первым из которых во Франции был Машо, а в Италии – Ландини, все эти компоненты отразились в полной мере. * * * 10. Lamento di Tristano («Жалоба Тристана», между 1340-1400 гг.), эстампи. Одна из немногих одноголосных инструментальных пьес Лондонского манускрипта, включающего в себя около 120 произведений (преимущественно в бытовавших тогда вокальных жанрах) итальянских композиторов 14 века. Обычная форма эстампи – несколько разделов, исполняемых дважды с разным окончанием: первое неустойчивое, второе – устойчивое, присуще и «Жалобе Тристана». Неизвестный автор, вдохновлённый средневековым рыцарским романом о Тристане и Изольде, оставил нам один из самых ранних образцов lamento в истории музыки, дошедших до нас в нотах. Спустя два века lamento станет популярным в вокальной музыке ренессанса, и, в особенности, барокко (наиболее известное ламенто – «Жалоба Ариадны» их одноимённой оперы Монтеверди 1608 г.). * * * Двудольная пьеса La Rotta представляет собой контрастную подвижную вариацию на меланхоличное трёхдольное «Lamento di Tristano», сохраняя репризную форму последнего. В Лондонском манускрипте она следует сразу же за ламенто. Словом ротта в музыке средних веков иногда обозначались различные струнные инструменты, сперва – щипковые (например, псалтерий, лира), позже – смычковые (ребек, фидель). Однако, возможно, что название La rotta в данном случае просто указывает на внезапное изменение метра и темпа, как бы в завершение lamento (la rotta с итал. – разлом). * * * 12.Stella_Splendens.mp3 («Сияющая звезда») Испания, около 1399 г. Песня-танец из «Красной книги монастыря Монтсеррат» (Llibre Vermell de Montserrat). Рукопись содержит помимо богослужебных текстов и трактатов 10 песен на латинском и каталонском языках. Все композиции анонимны. Данное произведение состоит из трёх небольших разделов (условно говоря, припев – куплет – припев). Все разделы симметричны и состоят из двух предложений. Каждое второе предложение заканчивается на тонике, поэтому «Сияющая звезда» может быть отнесена по форме к виреле. * * * 13._Wach Auf Mein Hort.mp3 («Проснись, сокровище моё»), песня. Освальд фон Волькенштейн (около 1377-1445) – последний из миннезингеров, германских рыцарей-поэтов. Из его богатого песенного наследия была выбрана для настоящего сборника одна, написанная для тенора песня – «Проснись, сокровище моё, уже рассвет». («Лохаймский песенник», около 1451-60 гг.) * * * 14._Pastyme_with_good_company. mp3 («Досуг в хорошем обществе»), песня. Автор этой известной трёхголосной песни – английский король Генрих VIII Тюдор (1491-1547). Как и каждый благородный человек времён ренессанса, Генрих VIII владел многими навыками, которые включали: фехтование, охота, танцы, стихосложение, пение, игра и написание музыки. Генрих считался современниками недурным композитором и поэтом. Он владел игрой на лютне, органе, спинете, и мог часами слушать талантливых исполнителей. Он расширил придворную музыкальную капеллу до 58 инструменталистов. Сохранилось 36 его музыкальных произведений – преимущественно трёх и четырёхголосных песен. Песня «Pastyme with good company» упоминалась в ряде современных документов и публикаций, что свидетельствует о её популярности, и была предметом большого числа вариантов и инструментальных переделок различных музыкантов в последующие годы. * * * 15.Mille_regrets.mp3 («Тысяча сожалений»), павана. Нидерландский композитор и музыкальный издатель Тильман Сузато (около 1510-1570) известен в большей мере своими публикациями светских и духовных произведений франко-фламандских композиторов 15-16 веков. Также он автор нескольких сборников танцевальной музыки, в которые включал свои инструментальные пьесы и обработки песен других композиторов. Одна из таких обработок – павана на знаменитую песню (шансон) Жоскена Депре – «Тысяча сожалений» представлена в настоящем сборнике. Многие композиторы, писатели и теоретики Возрождения считали творчество Жоскена Депре (ок.1450-1521) вершиной музыкального искусства. "...Никто, кроме Жоскена, не выражал в песнях с большей силой настроений души... никто не мог соперничать с ним в изяществе и прелести", – писал крупнейший музыкальный теоретик 16 века Глареан. Считается, что павана появилась в начале 16 века и быстро стала одним из самых популярных придворных танцев. Наиболее типичные черты паваны: медленный темп; двудольный метр; торжественно-величавый характер. Музыкальное сопровождение часто исполняется при поддержке барабана, подчёркивающего ритм танца (типичный ритмический рисунок каждого такта – половинка и две четвертные). Красивая и выразительная музыка паваны проникнута возвышенной печалью. * * * 16.Une_jeune_fillette.mp3 («Юная дева»), шансон. Мелодия популярной французской песни о бедной девочке-монашке была широко известна во многих европейских странах на протяжении XVI-XVII вв. По-видимому, первоисточником для французской песни послужила итальянская баллада La Monica, известная с 1465 года. Представленная инструментовка базируется на песне, взятой из сборника «…самых красивых и превосходных шансон в форме водевиль» (voix de ville) 1576 года французского нотоиздателя Жана Шардавуана (ок. 1538-1580).
|
|